Интегральная социология

Previous Entry Share
Новая старая научная парадигма - 3 (окончание)
летчик
macroantropolog

Необходимость в универсальной, основанной на опыте интегральной науке

Можно утверждать, что для разрешения кризисной ситуации нужно иметь такую «интегральную науку», которая могла бы использовать все достижения современной «материальной науки» и которая позволила бы с более высокой ступени описать как материальный мир, так и мир духовный. При этом именно духовный мир определит влияние сознания на всю объективную действительность, как внутри, так и вне наших пяти органов ощущений.

Иначе говоря, для полноценного исследования реальности, сам исследователь должен находиться хотя бы на один уровень «выше» исследуемого уровня по иерархической шкале. А значит, нужна новая научная методология, которая позволит ему работать на этом новом высшем уровне реальности.



Некоторые ученые (квантовые физики, эволюционные биологи, психологи) начинают догадываться о возможности построения высших уровней реальности, обладающих единым универсальным сознанием на основе изменений эгоистических связей людей между собой и с природой на альтруистические[61],[62],[63],[64].

Такая концепция построения высшего единого сознания отнюдь не нова – она тщательно разработана теоретически и апробирована экспериментально в соответствии с самыми строгими научными критериями. Эта концепция есть не что иное, как «наука каббала» – возможно, самая древняя, и вместе с тем, логически последовательная, интегральная и универсальная наука, в том числе, о сознании[65].

Довольно смелое для сегодняшнего дня утверждение, что каббала – это наука, а тем более – логически последовательная, интегральная и универсальная! Это особенно странно звучит в наши дни, когда зачастую каббала почитается за «религиозно-мистическое, эзотерическое течение в иудаизме, претендующее на осмысление роли и целей Творца, природы человека, смысла его существования»[66].

То, что каббала претендует «на осмысление роли и целей Творца, природы человека и смысла его существования» – это правда, а вот мистического, эзотерического и иудаизма в ней нет (по поводу отношений каббалы и религий мы поговорим в одной из следующих статей).

Каббала, выходящая на авансцену как современная наука, исходит из учения великого ученого-каббалиста XVI века Ари (1534-1572)[67], из его «Лурианской каббалы». Она стала основой новой методологии, которая усилиями поколений каббалистов: Бааль Шем Това[68] ,Авраама Кука (1865-1935) [69], Бааль Сулама (1886-1954)[70], Рабаша (1907-1991)[71] и др., а особенно трудами Михаэля Лайтмана (р.1946)[72], была очищена от мистификации и адаптирована к научному восприятию современным человеком – см. «Каббала (Лайтман)»[73].

Представленный список каббалистов - это «цепочка великих», протянувщаяся с середины XVI века до наших дней. В науке каббала есть очень важное условие передачи знаний. Аутентичность этой древней мудрости поддерживается тем, что Учитель должен сам являться учеником признанного каббалиста, и обязан строго следить за чистотой учения, не давая ему превратиться в коммерческий проект.

В статье «Суть науки каббала» Бааль Сулам четко обосновал определение этой науки:
«…Мудрость эта представляет собой не более и не менее, как порядок нисхождения корней, обусловленный связью причины и следствия, подчиняющийся постоянным и абсолютным законам, которые связаны между собой и направлены на одну возвышенную, но очень скрытую цель, называемую раскрытие Божественности Творца Его творениям в этом мире…»[74].

Если подходить к каббалистическому учению с современной точки зрения, то Творец – это и есть та Единая Управляющая Сила, которая проявляет себя в нашем мире как Природа.

В статье «Мир» Бааль Сулам дает пояснение терминов «Божественность», «Творец»: «…для того, чтобы не понадобилось в дальнейшем пользоваться… двумя названиями: Природа и Управляющий (Творец), так как… нет никакого различия в выполнении их законов, то нам лучше… принять мнение каббалистов о том, что… законы Творца можно назвать заповедями Природы, и наоборот, так как это одно и то же…»[75].

Очищенная от мистификации и адаптированная к современным условиям, наука каббала содержит полное и точное описание всей иерархической системы уровней реальности, включая наш физический мир, как предельный случай более высоких миров.

Все миры (высший, духовный, и наш, материальный) рассматривается наукой каббала как части единого организма, как части единой Природы, единого Мироздания. Оно (мироздание) создаётся в высшем мире Единым Сознанием, которое действует как опытный программист, составляющий алгоритм комплексной программы, реализуемой в явлениях нашего мира под действием т.н. природных законов.

Эти законы, сформированные первоначально в информационном виде, нисходят в наш мир согласно причинно-следственным связям, о которых пишет Бааль Сулам, для восприятия их индивидуальным сознанием человека в материальной форме на 4х уровнях Природы: неживом, растительном, животном и человеческом. Тут они могут быть частично постигнуты человеком-экспериментатором, который, как и всё остальное, также является продуктом материализации описанного выше внешнего программного обеспечения. 

Хорошим примером реализации такой причинно-следственной связи является экспрессия того или иного гена в клетке живого организма. В данном случае клеточные органоиды – рибосомы – играют роль живых «3-D принтеров».
В них, на основе генетической информации, хранящейся преимущественно в молекулах ДНК, с помощью молекул РНК и аминокислот реализуются алгоритмы программ синтеза белков, необходимых в данный момент для развития организма.

Коротко остановимся на том, как наука каббала описывает восприятие человеком «окружающей его действительности». Это важно, потому что пять органов чувств, посредством которых человек постигает реальность, строго говоря, таковыми не являются.

Каббала заявляет, что вместо пяти органов ощущений в действительности мы имеем пять перегородок. Сетчатка глаза, барабанная перепонка, обонятельный нерв, вкусовые рецепторы, кожный покров – это непроницаемые перегородки, которые полностью отделяют внутренний мир человека от чего-то внешнего.

От этих пяти “сенсоров” информация поступает в мозг человека в виде “электрохимических сигналов”. Но эти информационные потоки никоим образом объективно не отражают “картины” внешнего мира, нас окружающего, потому что, строго говоря, мы не можем определенно утверждать, что именно стучит в барабанную перепонку. Мы этого не знаем!

Другое дело, что наше сознание при этом «вытаскивает» из памяти нужную информацию, анализирует её, сравнивая с полученными ранее, и представляет её как картину самого себя и окружающего мира. Таким образом, как свое тело, так и все, что находится вокруг него, человек воспринимает как результат ощущений в пяти органах чувств.

На самом деле ни тела, ни окружающего мира, как таковых, не существует – они являются следствием наших ощущений. По этому поводу Бааль Сулам пишет: «...я так ощущаю себя – плотным, имеющим размеры, потому что мои ощущения так представляют мне себя...»[76].

Наше сознание производит анализ слуховых образов, выбирая из предыдущего “жизненного опыта” нужную аналогию, стук в дверь или плач ребёнка, например. Такова же ситуация и с другими нашими «органами чувств», будь это сетчатка глаза, обонятельный нерв или вкусовые рецепторы, или клетки кожного покрова… 

Каббала придерживается именно такого строгого научного подхода. Мы не знаем, что находится вне нас. У нас нет развитых органов чувств, способных постичь эту внешнюю реальность. Но мы точно знаем, что она есть!

Каббалисты, постигшие эту реальность, называют её высшим миром. Именно оттуда Природа черпает ту необходимую нам информацию, которую затем наше сознание интерпретирует нам как меняющиеся материальные образы «нашей действительности». 

Не человек постигает тайны Природы, но Природа раскрывает их нам, как хороший Учитель, “в нужное время и в нужном месте”, следя за тем, как мы будем потом эти раскрытия использовать. Поэтому в наши дни очень актуально выражение Сергея Петровича Капицы:
«Мы упёрлись в очень сложный момент развития человечества… темпы развития техники сегодня очень высоки. А наша способность это всё осмыслить и разумно в этой технической и информационной среде жить от этих темпов отстаёт…»[77].

Каббала говорит, что мудрая Природа в нашем мире раскрывает человеку только такие тайны, которые он на данном уровне развития способен постичь, и что из всего, существующего в мире, человек может почувствовать только то, что есть в нем самом и только на своем уровне. Так работает т.н. «закон подобия» или «закон резонанса».

«Мы познаем окружающую реальность только в нашем сознании и не можем воспринимать «объективную» реальность за пределами нашего сознания»[78]. Мы пока не можем ощущать высшие духовные миры, потому что мы по нашим свойствам не соответствуем их уровню.

Каббала – методика, позволяющая развить у каждого человека способность ощущать высший духовный мир. За картинами нашего мира человек начинает также видеть духовную реальность, чувственно познавать как сами явления нашего мира, так и их взаимосвязь друг с другом через их духовные корни. С этого нового уровня человек уже может объективно исследовать наш мир!     

В понятиях, адаптированных к нашему времени, каббала может быть определена как наука, содержащая полное и точное описание всей иерархической системы уровней реальности, включая наш физический мир, который в её рамках описывается «как предельный случай» описания более высоких миров.

При этом каббала отвечает самым жестким критериям подлинной науки: эмпиричность, последовательность и безупречность логических построений, наличие развитого и адекватного понятийно-математического аппарата и языка, воспроизводимость результатов экспериментов независимыми исследователями при условии выполнения ими всех методологических требований.

Обобщая, можно сказать, что каббала – это тщательно выверенная на практическом тысячелетнем опыте научная методология построения следующего уровня сознательной и целенаправленной эволюции человека. Уровня, характеризуемого полной гармонией человеческого общества и Природы.

Каббалистическое познание реальности происходит, в итоге, не с уровня эгоистического восприятия мира индивидуумом, а с более высокого альтруистического уровня человечества, как единого живого организма, обладающего синергетическими чувствами и разумом.

В отличие от обычных наук, каббала воспринимает сознательного человека и человечество, как интегральную часть единой реальности, поэтому постижение тут основывается на гармоничном сочетании чувства и разума, индивидуального и коллективного.

Важно понять, как наука каббала определяет термин «эгоизм». Когда человек удовлетворяет свои жизненно необходимые потребности, даже в гипертрофированном виде (яркий пример – обжорство), – это не эгоизм. Истинный эгоизм проявляется тогда, когда человек начинает удовлетворять свои потребности за счет других.

При этом наука каббала говорит о том, что ни в коем случае нельзя принижать эгоизм, пытаться ликвидировать его. По этому поводу Бааль Сулам пишет: «У всего существующего в действительности, и хорошего, и плохого, и даже наихудшего и самого вредного в мире, есть право на существование. Никакое явление нельзя истреблять и уничтожать. На нас возложена задача лишь исправить его… мы видим в предстающей перед нами действительности, что она… находится под властью законов ступенчатого развития… По этой причине, когда мы ощущаем горький вкус плода в начале его развития, мы не воспринимаем это как порок или изъян плода… если что-то кажется нам плохим и приносящим вред, то это является ничем иным, как свидетельством того, что этот элемент все еще находится на переходной стадии в процессе своего развития…»[79].

Если же человек способен, «подняться» над своим “плохим” эгоизмом, исправить его, работая в полной кооперации с другими индивидуумами, тогда он и весь этот «коллектив» способен обрести новое синергетическое свойство, которое проявится как переход на следующий уровень познания. Такая добавка продвигает этот коллектив «вперед и вверх» по лестнице познания, на ту ступень, с которой ученые могут объективно исследовать нашу реальность.

В статье «Тело и душа» Бааль Сулам пишет:
«...каббала призвана раскрыть изучающим ее людям Высший мир, причем не менее явственно и достоверно, чем земные естественные науки раскрывают человеку наш мир… в науке каббала нет ни одного слова, которое имело бы теоретическую основу… все ее положения являются исключительно результатом практического постижения»[80].

И в заключение, обобщая, можно сказать, что каббала действительно разрешает все перечисленные выше кризисы, как в науке, так и в обществе, а также позволяет человеку, работая как бы из другого измерения, гармонизировать всю систему мироздания.

Каббала – единственная наука, ставящая перед человеком научно обоснованную и проверенную на практике цель и методологию построения нового общества, подобного единому живому организму, в котором все клетки (т.е. люди) живут по принципу «возлюби ближнего как самого себя».

Не следует пугаться кажущейся высокопарности этих слов… за ними стоит очень простая истина, которую, как известно, так долго искал Альберт Эйнштейн. И он её нашел: «...однажды вам придется выбирать между всем миром и любовью, помните: если вы выберете мир, то останетесь без любви, а если выберете любовь, то сможете завоевать весь мир»[81].


[61] И.Г. Лаверычева, «Философские и естественнонаучные основания теории эгоизма и альтруизма»
[62] М. Менский, Л. Коляда, «Квантовая физика и сознание человека»
[63] Я. Филимонова, «Эгоизм начинает и... проигрывает?»
[64] Л.М. Гиндилис, «От эгоистического мышления к планетарному»
[65] Учение Каббалы, «История развития учения Каббалы»
[66] Портал «Живое Знание», «Каббала»
[67] «Энциклопедия Каббалы», «АРИ»
[68] «Энциклопедия Каббалы», «Бааль Шем Тов»
[69] «Энциклопедия Каббалы», «Рав Кук»
[70] «Энциклопедия Каббалы», «Бааль Сулам»
[71] «Энциклопедия Каббалы», «Ашлаг Барух (РАБАШ)»
[72] «Энциклопедия Каббалы», «Лайтман Михаэль»
[73] «Википедия», «Каббала (Лайтман)»
[74] Бааль Сулам, «Суть науки каббала»
[75] Бааль Сулам, «Мир», «Научное исследование пользы и необходимости работы Творца на опытной основе»
[76] М. Лайтман, «Каббала. Высший мир. Начало пути», стр. 647-648
[77] С.П. Капица, «Как Россию намеренно превращают...»
[78] М. Лайтман «Обучение "постижению реальности”»
[79] Бааль Сулам, «Мир в мире»
[80] Бааль Сулама, «Тело и душа»
[81] А. Эйнштейн, «Жемчужины мысли»


  • 1
С Новым годом!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account